«Объединение смоленских строителей» держит руку на пульсе отраслевых новел

К началу 2023 года в государственном реестре саморегулируемых организаций состоят 225 действующих строительных СРО
по всей стране. В их ряду и одна из старейших в отрасли – А СРО «Объединение смоленских строителей», образованная ещё в
2009-м. На сегодняшний день количество членов смоленской СРО в сфере строительства (с 2022 года – единственной в регионе) составляет 387 компаний и предприятий. В январе 2023 года в дирекции СРО состоялся разговор, касающийся важнейших задач – как для А СРО «ОСС» в целом, так и для каждого из членов региональной саморегулируемой организации. Руководство «Объединения смоленских строителей», эксперты организации
особо подчеркнули, что отправной точкой для понимания перспектив и направления развития для Смоленщины, как и для
всей страны, на сегодняшний день является программный документ – «Стратегия развития строительной отрасли до 2030
года». Стратегия была утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 года № 3268-р. Из 118 страниц документа и 11 страниц Приложения только две с четвертью страницы посвящены
теме «Совершенствование института саморегулирования в строительной отрасли». Но здесь коротко и ясно отражены
главные вехи поступательного развития системы СРО.
В «Объединении смоленских строителей» внимательно изучили «Стратегию» и посчитали необходимым опубликовать для членов СРО выдержку из документа. Редакция «Смоленской газеты» также
получила в А СРО «ОСС» комментарии и разъяснения, которые помогут членам смоленской СРО понять, как эффективнее строить свою деятельность. Цитата из «Стратегии» «Совершенствование института саморегулирования в строительной отрасли».
Институт саморегулирования является эффективным способом снижения прямого государственного регулирования и сокращения административных барьеров.

Основным содержанием деятельности саморегулируемых организаций является обеспечение допуска на рынок только
квалифицированных подрядчиков путём разработки и утверждения стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также в дополнение к государственному надзору – контроль за соблюдением обязательных требований.
При этом саморегулируемыми организациями формируются компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, средствами которых они отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда потребителям работ, услуг.
В целях повышения качества подрядных работ и предупреждения причинения вреда потребителям работ, услуг введён институт национальных реестров специалистов, устанавливающих квалификационные требования к работникам членов саморегулируемых организаций (главным инженерам проектов, главным архитекторам проектов), ответственным за качество работ, их должностные обязанности, а также их персональную ответственность за принимаемые решения, обеспечивающие безопасность в строительстве.
Вызовами являются:
– низкая эффективность реализации функций саморегулируемых организаций по допуску подрядчиков на профессиональный рынок, низкая информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций;
– необходимость перехода к системной контрольной деятельности саморегулируемых организаций и рейтинговой оценке деятельности членов саморегулируемых организаций, обеспечивающих минимизацию рисков выплат из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
– необходимость повышения качества подрядных работ, услуг и обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства.
Задачей является использование потенциала саморегулирования для создания системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка, повышения качества работ и услуг, обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
– поэтапное с апробированием в 2025 году на пилотных субъектах Российской Федерации введение добровольного механизма отбора подрядчиков с использованием программного обеспечения и
оценочных средств, позволяющих определять из открытых источников деловую репутацию подрядчика, его фактические
компетенции по нефинансовым критериям;
– формирование условий, стимулирующих самоконтроль саморегулируемых организаций, в том числе за счёт оценки
деятельности подрядчиков, расширения случаев выплат из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
– создание информационного ресурса саморегулирования в строительной отрасли, содержащего сведения о членах всех саморегулируемых организаций и их обязательствах по договорам подряда, синхронизированного со сведениями национальных реестров специалистов;
– переход к независимой оценке квалификации специалистов, сведения о которых включаются в национальные реестры специалистов;
– формирование эффективного механизма соразмерной персональной ответственности главных инженеров проектов и главных архитекторов проектов, предусматривающего случаи исключения сведений о данных специалистах из национального реестра специалистов или отказа во включении сведений о них в данный реестр, связанные с привлечением таких специалистов к ответственности за нарушения градостроительного законодательства.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
– введена система добровольной предварительной квалификации участников строительного рынка и добровольной рейтинговой оценки деятельности подрядчиков для усиления контроля
саморегулируемых организаций за добросовестным исполнением договоров подряда;
– создан единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, позволяющий заказчикам
получать сведения о потенциальном подрядчике в режиме онлайн;
– усилена финансовая ответственность саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов, обеспечивающая эффективное выполнение функций саморегулируемых организаций;
– созданы условия для исключения ряда существующих административных процедур, в том числе проведения экспертизы проектной документации или инженерных изысканий, за счёт допуска к выполнению работ квалифицированных специалистов 5–7 уровня квалификации;
– повышен уровень качества выполняемых работ членами саморегулируемых организаций за счёт усиления персональной ответственности главных инженеров проекта и главных архитекторов проекта.
Эксперты смоленской СРО разъясняют
В том, что касается эффективной работы саморегулируемой организации в регионе, значительная часть обозначенных
проблем, как, например, «низкая информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций» или «риски выплат из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций», не являются проблемой. На протяжении почти 13 лет информационная открытость организации – в плане ведения сайта,
проектов в СМИ, открытия необходимой информации – не подлежат сомнению. Одновременно, благодаря работе действующего состава Правления и Дирекции СРО, риски выплат из компенсационных
фондов были почти «нулевыми». По мнению руководства и экспертов А СРО «ОСС», ключевая тема, на которой необходимо сосредоточиться, – это «переход к независимой оценке квалификации специалистов, сведения о которых включаются в национальные реестры специалистов».
В Смоленской области начал работу экзаменационный центр (ЭЦ) Центра оценки квалификации для специалистов в сфере строительства – ООО «Центр оценки». Такие экзаменационные площадки повсеместно появились в регионах России. В 92 регионах аккредитовано 37 ЦОК и 59 ЭЦ. Это связано с тем, что на законодательном уровне принято решение об унификации процедуры независимой оценки квалификации граждан, включённых в Национальный реестр специалистов. На смену многочисленным курсам повышения квалификации пришёл экзамен, в стране разработаны единые требования, предъявляемые к
профессионалам по организации строительства.
В Смоленске создано структурное подразделение московского Центра оценки квалификации. Заключён договор о сотрудничестве в целях функционирования экзаменационной площадки непосредственно в регионе. В этом году уже как минимум пять специалистов обратились в ЭЦ в Смоленске с намерением получить возможность для сдачи профессионального экзамена.
Учитывая актуальность данного вопроса, на официальном сайте А СРО «ОСС» во вкладке «Независимая оценка квалификации» размещена актуальная информация, касающаяся проведения НОК.
Специалисты, их работодатели, претенденты на получение статуса специалиста соответствующей квалификации имеют возможность лично ознакомиться с правилами проведения НОК, нормативной
базой, а также получить устную консультацию по указанным на сайте телефонам.
«Центр оценки» организует непосредственный приём экзаменов у членов Национального реестра специалистов (НРС), а также соискателей, которые собираются пройти независимую оценку
квалификации.
Смолянам не надо никуда ездить, можно записаться здесь и сдать экзамен с участием экспертной комиссии. После этого, если кандидат успешно сдаст экзамен, документы будут направлены
в Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) для внесения сведений в НРС, специалистам будет выдано соответствующее свидетельство. «Центр оценки» обеспечен всеми необходимыми
техническими средствами для проведения таких экзаменов.
Каждый работодатель должен знать В «Объединении смоленских строителей» на данный момент завершается важная и трудоёмкая работа по уточнению списков специалистов, которым требуется сдача экзамена. Потенциально участвовать в сдаче экзаменов на Смоленщине могут специалисты по крайней мере почти из четырёхсот строительных организаций, являющихся членами СРО, и как минимум около 400 смолян, работающих в компаниях из других регионов.
Казалось бы, зачем это делать, если каждый из тех, кто внесён в Национальный реестр, персонально, за 60 дней, получит уведомление о необходимости прохождения экзамена по оценке квалификации?
Но в «Объединении смоленских строителей» поставлена задача – минимизировать риски членов СРО. Всегда следует учитывать «человеческий фактор». Случается, что специалист «забыл», не увидел или по каким-то причинам проигнорировал необходимость подачи заявления на прохождение экзамена. Но ответственность за такие ошибки законодательство возлагает в первую очередь на работодателя – члена СРО. И в случае, когда у строительной организации есть проблемы с наличием в реестре необходимого количества своевременно прошедших квалификационную оценку специалистов, итогом может стать исключение организации из СРО, а значит – невозможность продолжения профессиональной деятельности в сфере строительства.
С одной стороны, законодательство делает ставку на профессиональные кадры – специалистов, с другой – ставит
строительные компании в зависимость от того, насколько ответственными являются эти кадры.
Выход прост
«ЦОКовая терапия по-смоленски» –это очередное ноу-хау от опытной и зарекомендовавшей себя СРО. «Объединение смоленских строителей» могло бы «спустить на тормозах» вопрос о Национальном реестре специалистов, исходя из посыла «живите как хотите». Нет специалистов – нет членства в СРО. При минимальном требовании в 100 членов для функционирования саморегулируемой
организации – даже потеря двух третей из них (из почти 400 на сегодняшний день)не катастрофа.
Но один из принципов работы «Объединения смоленских строителей» – «своих не бросать». Поэтому один из главнейших поводов написать обо всём этом – стремление Дирекции и Правления СРО в очередной раз напомнить членам организации: обращайтесь, задавайте вопросы, сверяйте информацию, чтобы
избежать множества проблем. Учитывая, что в государстве делается
главная ставка на спецов и профессионалов, в нашем регионе готовы помогать им всемерно, памятуя главный лозунг, сформулированный ещё в прошлом веке незабвенным Иваном Ефимовичем Клименко: «Живёшь на Смоленщине – будь
строителем!». И это «бытие» сегодня невозможно без тесного сотрудничества с профессиональной саморегулируемой организацией.

sg06-строители.indd (1)